Моторное масло относится к основным техническим жидкостям автомобиля. От него зависит работоспособность, продолжительность жизни двигателя. Его основная функция: смазка всех металлических узлов силового агрегата для предотвращения трения, приводящего к преждевременному износу деталей. Для контроля над состоянием данного компонента разработаны графики замены жидкой смазки, утвержденные производителями автотранспортных средств. Моторные масла различаются по составу, типу основы, максимально допустимой температуре эксплуатации. С особенностями, характеристиками различных видов ознакомимся подробнее.
Моторное масло: различия баз с присадками
Все автомасла состоят из базы с присадками. Со временем в первоначальном составе масла происходят изменения. Под постоянными нагрузками присадки работают хуже, а при выработке ресурса на 50-60 % смесь имеет характеристики исключительно основы. По составу базы моторного масла бывают:
- Синтетическими. Изготавливаются на основе каталитического синтеза газов.
- Минеральными. Представляют собой продукт, полученный из очищенной нефти методом перегонки.
- Полусинтетическими. Это микс из первых двух видов, в котором синтетическая основа составляет не менее 25 % от общей массы. По своим характеристикам такие масла лучше минеральных, но немного уступают полностью синтетическим.
Если основа моторного масла предназначена для смазки, то присадки, входящие в его состав, придают этому продукту различные специфические характеристики. По способу действия они бывают:
- Вязкостно-загущающими. Сохраняют оптимальную вязкость масляной смеси при повышенных температурах, не давая ей сильно разжижаться. При увеличении количества данных присадок в масле более чем на 10 %, оно считается загущенным. Применение современных масел с повышенным вязкостным диапазоном способствует экономии топлива и уменьшению образования нагара.
- Моющими. Предотвращают нагарообразование в рабочих узлах двигателя за счет смывания продуктов окисления, транспортирующихся к фильтру, где происходит дробление крупных частиц на мелкие фракции. Защищают двигатель от коррозии. Растворяют загрязнения, не давая образовываться отложениям на внутренних стенках силового агрегата.
- Противоизносными. Попадая на металлические детали, данные присадки образуют защитную пленку, препятствуя трению.
- Антиокислительными. Не дают портиться маслу в процессе использования, продляя срок его службы.
- Антикоррозийными. Предупреждают развитие коррозии на металлических узлах двигателя.
- Антипенными. Не дают образовываться пене при активном движении коленвала в ходе запуска мотора авто, разрушая мельчайшие воздушные пузырьки, ухудшающие характеристики масла.
- Против трения. В составах нового поколения данную функцию выполняют эфиры кислот жирного типа, с улучшенной растворяемостью в масляной смеси, обладающие высокой адгезией к металлу.
Современная автомобилестроительная отрасль ориентирована на масла синтетической группы, обеспечивающие легкий пуск двигателя в холодном состоянии, характеризующиеся улучшенными антиокислительными и защитными свойствами.
Основные качества, классификации, стандарты масел
Вязкость масел изменяется в зависимости от температуры эксплуатации авто. В холодное время года структура масла становится густой, а в жаркую погоду оно разжижается. Поэтому для каждого периода вязкость масла корректируется в зависимости от условий эксплуатации. Это необходимо, чтобы в мороз стартер мог без проблем провернуть коленвал, а при сильном повышении температуры в летнее время двигатель был защищен от трения.
Показатель температуры вспышки учитывает, насколько масло испаряется в процессе службы. У качественного продукта данный параметр составляет более 225 градусов. При увеличенном количестве легкоиспаряющихся фракций масло исчерпает свой ресурс раньше срока.
Температурой застывания масла называют диапазон, при котором смесь становится не текучей. А параметр щелочного числа (TBN) говорит о его щелочности. Чем она больше, тем дольше смесь сохранит характеристики, не будет окисляться. Количество продуктов окисления в масле обозначается кислотным числом (TAN), показывающим, насколько долго состав находится в эксплуатации.
Для облегчения подбора автомасел для двигателей различного типа разработаны классификационные системы, учитывающие качество и функциональное назначение продукта. Самые популярные из них:
- API, утвержденная Американским Институтом Нефти;
- ILSAC, принятая Международным комитетом стандартизации и апробации моторных масел;
- ACEA, разработанная Ассоциацией Производителей Автомобилей Европы.
Для подбора вязкости масла принята SAE J300, делящая составы на 12 классов. В их число входят 6 зимних (от 0W до 25W) и 6 летних видов (от 10 до 60).
Купить моторные масла с синтетической, минеральной или полусинтетической основой для дизельных, бензиновых, двухтактных, четырехтактных двигателей, для зимы или лета, а также всесезонные масла по выгодной цене можно в нашем магазине.